Материальное наказание отрицательно сказывается на мотивации работников, особенно если уровень зарплаты невысок. Это говорит о том, что руководству следует пересмотреть случаи применения материальных наказаний и оставить их только для тех ситуаций, которые связаны с очевидным материальным ущербом.
Давайте рассмотрим самый распространенный пример. Опоздание сотрудника на работу. Бывают ситуации, когда ему выписывают штраф, вплоть до каждой минуты. Но с другой стороны, в течение дня работник прекрасно справлялся со своей работой и показал отличные результаты. Высокую эффективность в данном случае показала карточная система. Например, за опоздание сотруднику выдается желтая карточка. Три таких карточки и его увольняют. Эта жесткая мера необходима, когда трудовой распорядок чрезвычайно важен для бизнеса.
Каких правил следует придерживаться в наказании?
- Наказывают не человека, а проступок, который он совершил. Вы должны пресечь возможность аналогичного проступка в будущем, а не оскорбить или унизить человека (тем более в присутствии коллег).
- Наказание не должно провоцировать чувство вины.
- Перед тем как наказывать, поговорите с сотрудником наедине. У опоздания тоже могут быть уважительные причины. Бывает и такое, что сотрудники выгорают и устают. Тогда возможно есть смысл пересмотреть свои подходы к руководству, поменять инструкции.
- О факте наказания за проступок должно быть известно всем сотрудникам предприятия. Все должны понимать, что за подобный проступок наказывают.
- Наказания должны быть системными. Если вы наказываете за проступок, то должны делать это всегда, а не выборочно (или по настроению).
- Не откладывайте процесс выяснения ситуации и наказания. Это покажет сотрудникам оперативность, и неотвратимость принятия мер, а значит, послужит профилактикой.
- Не наказывайте сотрудника через коллектив. Подобный подход чреват снижением эффективности работы.
- Материальными наказаниями и штрафами следует пользоваться осторожно.
- В ходе беседы объясните сотруднику, почему его действия связаны с нарушением и к чему они привели.
- Аналогичную разъяснительную работу следует провести и с коллективом. Также укажите, почему используете именно такой способ наказания.
- Для руководителя любое нарушение со стороны сотрудников – повод для анализа. Все ли верно, возможно существуют ошибки в инструкциях или процессах.
- Когда имеют место сознательные нарушения (воровство, разглашение коммерческой тайны, саботаж) принимаемые меры должны быть самыми жесткими. Сотрудники, совершающие подобное злодеяние, не нужны ни вам, ни любому другому бизнесмену.